Новости

Ранние занятия музыкой стимулируют мозговую активность

Если вы начали играть на пианино в первом классе или учились играть на блок флейте еще в детском садике, поблагодарите своих детей и родителей. Эти уроки, которых вы боялись – или любили – помогли развить ваш мозг. И чем раньше вы начали учиться музыке, тем сильнее связи в вашем мозге.

 

Исследование, опубликованное в прошлом месяце в «Журнале неврологии» вынесло предположение, что музыкальные тренировки в раннем возрасте (до 7 лет) оказывают значительный эффект на развитие мозга, оказывается, что у тех, кто рано начал заниматься музыкой, связь между двигательными областями мозга (ответственными за планирование и совершение движений) намного сильнее.

Это исследование было проведено студентами из Университета Конкордии под руководством профессора психологии Вирджинии Пенхун а сотрудничестве с Робертом Заторре, исследователем из Монтреальского Неврологического Института и Больницы Университета МакГилл.

Исследование приводит серьезные доказательства тому, что между восемью и шестью годами ребенок проходит через «чувствительный период», когда обучение музыке тесно взаимодействует с нормальным развитием мозга и продуцирует длительные изменения в моторных функциях и структуре мозга. «Чтобы выучиться играть на инструменте, необходима координация между руками и визуальным или аудиальным раздражителем», - считает Пенхун. «Игра на инструменте в возрасте до семи лет, скорее всего, стимулирует  необходимое созревание связей между моторными и чувственными областями мозга и создает каркас, на котором строятся продолжительный тренировки».

С помощью соавторов Кристофера Стила и Дженифер Байлей, Пенхун и Заторре протестировали 36 взрослых музыкантов на предмет двигательных заданий и просканировали их мозги. Половина этих музыкантов начали заниматься музыкой раньше семи лет, тогда как другая половина – позже этого возраста, но и те и другие имеют одинаковый опыт. И те и другие так же сравнивались с людьми, которые вообще не занимались музыкой или занимались, но очень редко и мало.

В сравнении моторных способностей у двух групп, те, кто начали играть в возрасте семи лет, показывали более точную синхронизацию даже после двух дней практики. Что же касается структуры мозга, у музыкантов, которые начали играть раньше, обнаружилось увеличенное белое вещество в мозолистом теле (это пучок нервных волокон, которые соединяют левую и правую часть мозга). Очень важно наблюдение, что чем раньше музыкант  начал играть, тем крепче эта связь.

Интересно то, что сканирование мозга показало, что нет совсем никакой разницы между «немузыкальным» мозгом и мозгом того, кто начал обучение музыке позже – можно выдвинуть предположение, что подобное развитие мозга происходит либо так рано, либо не происходит вообще. А так как ученые исследовали моторные функции музыкантов и людей, не связанных с музыкой, это так же показывает, что у музыкального образования, помимо умения игры на инструменте, есть еще множество плюсов.

«Это исследование очень важно, так как показывает, что практика наиболее эффективна в раннем возрасте, потому что определенные аспекты анатомии мозга наиболее чувствительны к изменениям в определенные периоды жизни», - говорит соавтор исследования, доктор Заторре, который так же является одним из директоров Интернациональной Лаборатории Мозговой Музыки и Звукового Исследования.

Но, по словам доктора Пенхун, который так же является членом Центра Исследований в Развитии Человека: «Очень важно помнить, что те, кто начал раньше, имеют определенные способности и различия в мозгу, которые им сопутствуют. Но необязательно это делает музыкантов профессиональнее. Да, музыка зависит от техники, но еще она зависит от общения, энтузиазма, стиля и многих других вещей, которые нам не измерить. Итак, если начать раньше, это поможет вам в выражении своего гения, но не сделает вас гениальным».


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru