Новости

Исследование показало, что разные люди по-разному реагируют на музыку

Исследование показало, что разные люди по-разному реагируют на музыку

Правда ли, что мозг людей, слушающих одну и ту же музыку, по-разному на нее реагируют? Интересное исследование ученых из Стэнфордского университета Медицинской школы говорит, что это может частично объяснить, почему музыка играет такую большую роль в нашем социальном существовании.

Исследователи использовали функциональную магнитно-резонансную томографию, чтобы определить распределенную сеть из нескольких структур мозга, уровни деятельности которых менялись в поразительно похожий узор среди участников исследования, когда они слушали классическую музыку, которую никогда не слышали раньше. Результаты были опубликованы в Европейском журнале «Neuroscience».

«Мы тратим много времени, слушая музыку — часто в группах, и часто в сочетании с синхронизированным движением и танцем», сказал Винод Менон, доктор философии, профессор психиатрии и поведенческих наук, старший автор исследования. «Здесь мы впервые показали, что, несмотря на наши индивидуальные различия в музыкальных предпочтениях, классическая музыка вызывает высокую мозговую деятельность в отделах мозга, участвующих в движении планировании, памяти и внимании».

Понимание того, что люди реагируют на сложные звуки по-разному, могло бы привести к новым идеям о том, как люди с проблемами речи и языка воспринимают информацию и слушают нас.

Новаторское исследование

Новое исследование входит в серию сотрудничества между Менон и его соавтором Дэниелом Левитин, доктор философии, профессор психологии в Университете Макгилла в Монреале, и это исследование началось давно, когда Левитин был приглашенным ученым в Стэнфордском университете несколько лет назад.

Чтобы убедиться, что мозг обрабатывал музыку, а не язык, группа Менона использовала классическую музыку без текста. Также была исключена музыка, которую участники слышали ранее, в целях устранения смешанных эффектов у тех, кто уже был знаком с музыкальными образцами, по сравнению с теми, кто слышал музыку впервые. Неясные музыкальные произведения так же были под запретом, так как они отключали воспоминания, когда участники слышали их впервые.

Исследователи остановились на полном классическом симфоническом музыкальном произведении 18-го века английского композитора Уильяма Бойса, известного музыкальными знатоками, как «Английский Бах», потому что его поздние работы в стиле Барокко напоминают произведения этого немецкого композитора. Работы Бойса вписывается в каноны западной музыки, но малоизвестны среди современных американцев.

Далее, ученые из группы Менона выбрали 17 участников (девять мужчин и восемь женщин) в возрасте от 19 и 27 с небольшими музыкальными знаниями или вообще без музыкальной подготовки и предварительных знаний о работах Бойса. (Обычно такие исследования основаны на результатах тех, кто пишет правой рукой. Мозг левши, как правило, сильно отличается).

В то время как участники слушали музыку Бойса в наушниках, на их головах в фиксированном положении находилась камера МРТ, и их мозги проходили обследование более девяти минут. В это время участники также услышали два типа «псевдо-музыкальных» стимулов, которые содержали одну характеристику музыки, но не содержали другую. В первом случае, вся информация о музыке была уничтожена, в том числе ритм и эффект сродни шипящему звуку. В другом случае псевдо-музыкальные отрезки были подчинены той же ритмической структуре, что и музыка Бойса, но каждая нота была трансформирована в другую тональность с помощью математического алгоритма, то есть мелодический и гармонический аспекты изменились.

Ученые определили иерархическую сеть, простирающуюся от низкого уровня слуховых ретрансляционных станций в среднем мозге к высокому уровню корковых структур мозга, связанных с работой памяти и внимания, и за его пределами, к областям, ответственным за планирование движения. Эти регионы отслеживают структурные элементы музыкального стимула в течение долгого времени, в периоды, продолжительностью до нескольких секунд, когда каждая область обрабатывает информацию в соответствии со своим собственным временным расписанием.

Уровни активности в различных местах в мозге ответили одинаково по отношению к музыке, но абсолютно по-разному на псевдо-музыкальные композиции. Хотя эти структуры мозга были вовлечены в индивидуальном порядке в музыкальную обработку, их идентификация была получена путем зондирования искусственными стимулами лаборатории, а не настоящей музыкой. И их координация друг с другом не была обнаружена.

«Новизна нашего исследования в том…»

Примечательно, что подкорковые слуховые структуры в среднем мозге и таламусе показали значительно большую синхронизацию в ответ на музыкальные раздражители. «Эти структуры пассивно направляли аудиальную информацию к высшим мозговым центрам», — сказал Менон. «Но если бы они были просто пассивными радиорелейными станциями, их ответы на оба типа псевдо-музыки была бы так же тесно синхронизированы, как в случае с настоящей музыкой». Исследование впервые показало, что уровни этих структур деятельности отвечают преимущественно на музыку, а не псевдо-музыку, что свидетельствует о более высоком уровне центров в коре головного мозга, которые заставляют намного внимательнее прислушиваться к звукам музыкального характера.

Лобно-теменная кора, чьи главные когнитивные функции высокого уровня включают в себя внимание и рабочую память, так же проявляются и в межпредметной синхронизации — но только в ответ на музыку и только в правом полушарии.

Интересно, что структуры, вовлеченные в правое полушарие мозга двумя важными структурами из правого полушария мозга, имеющие решающее значение для речи и языка интерпретации.

«Эти области мозга правого полушария отслеживают неязыковых раздражители, такие как музыка, так же, как левое полушарие отслеживает языковые последовательности», сказал Менон.

У каждого человека, слушающего музыку, каждый кластер в ответственных областях записывал музыку на своей временной шкале. Например, средние мозговые центры обрабатывали слуховую информацию в более или менее в реальном времени, в то время как правое полушарие мозга воспринимают музыку дольше. Эти структуры могут быть необходимы для понимания музыкальных фраз и отрывков, так как осмысление музыкального произведения — долгий процесс.

«Новизна нашей работы в том, что мы определили структуры головного мозга, которые позволяют отслеживать временную эволюцию музыки в течение длительного периода времени,« — сказал ученый Даниэль Абрамс, доктор философии, первый автор исследования.

Льготные активации моторных центров планирования в ответ на музыку, по сравнению с псевдо-музыкой, говорят о том, что наш мозг отвечает естественной музыкальной стимуляции с помощью движений, которые обычно сопровождают прослушивания музыки: хлопки, танцы, марш, пение или движения головой. По-видимому, одинаковые способы активации среди нормальных людей сделают наши движения более скоординированными социально.

«Наш метод может быть распространен на ряд научных областей, которые включают в себя межличностное общение. Мы особенно заинтересованы в языке и социальной коммуникации при аутизме,« — сказал Менон. «Слышать ли дети с аутизмом речь так же, как и другие дети? Если нет, то как они обрабатывают информацию? Какие участки мозга не синхронизированы?»


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru